— Звучит, конечно, образно, но я бы назвал эту операцию зачисткой, — улыбнулся на вопрос корреспондентов «Пермской нефти» о сути процедуры «помывки» Петр Антипин, заместитель директора — главный инженер предприятия.
И пояснил. Дело в том, что любому предприятию, имеющему парк резервуаров (емкостей), время от времени необходимо их диагностировать, ремонтировать. Словом, приводить в порядок. Но перед этим технические резервуары товарной либо сырой нефти, нефтепродуктов, воды необходимо освободить от остатков углеводородов, мехпримесей и донного осадка. То есть навести чистоту, а иными словами — создать среду, в которой люди могли бы спокойно трудиться.
Традиционная технология зачистки основывается на использовании пара. Энергии тратится много, а работа движется не так быстро, как бы хотелось. Да и много людей приходится отвлекать для малопроизводительного (а в скобках заметим, и малопривлекательного) труда. К тому же в некоторых случаях острый пар разрушающе воздействует на защитный полимерный слой резервуаров.
Детально ознакомившись с ситуацией, специалисты компании «Природа-Пермь» решили взять на вооружение мобильный комплекс очистки МКО-1000, использующий техническое моющее средство отечественного производства. Недавно, после дальней поездки по просторам страны, он сделал короткую остановку в Кунгурском районе, на территории Кокуйского месторождения. Здесь находится основная производственная база компании «Природа-Пермь». Пришла пора очистить собственные резервуары предприятия. Корреспонденты «Пермской нефти» побывали на месте действий.
Там уже припарковался мобильный комплекс очистки МКО-1000. Установка отечественного производства выглядит внушительно и очень современно. Размерами она с железнодорожный контейнер, смонтирована на колесах, транспортируется мощным тягачом. Так что расстояния комплексу не помеха.
Простота конструкции МКО-1000 позволяет быстро приводить его в рабочее состояние. Буквально на наших глазах оператор Андрей Зверев и старший мастер комплекса Виталий Займогов открыли несколько люков, подключили шланги, идущие к РВС, загрузили моющее средство и в определенной последовательности включили перемешивающие насосы.
Со стороны резервуара послышался мерный шум, чем-то напоминающий сильный дождь. Или душ.
— Это, если говорить упрощенно, так и есть, — пояснил Петр Карпович. — Подогретый, в данном случае до 60 градусов, моющий раствор под давлением подается на моечную машинку, размещенную в очищаемом резервуаре. Ее форсунки вращаются в двух плоскостях так, что струи раствора размывают отложения и отделяют их по всей сферической поверхности резервуара.
Одновременно с процессом отмыва образовавшаяся эмульсия откачивается в емкости комплекса, где отделяются мехпримеси, а эмульсия разделяется на нефтепродукт и рабочий раствор, который используется вновь, в чем заключается экономический и экологический эффект. То есть технологический процесс отмыва происходит по замкнутому циклу. Да и получающиеся на выходе нефтепродукты весьма кондиционны и также могут идти в использование.
Просто. Красиво. Можно сказать, элегантно. И экологично. Еще плюс: поскольку минимизирован ручной труд – повышается уровень безопасности.
Стоит ли удивляться, что машина комплекса МКО-1000, с ее небольшим экипажем из пяти человек, постоянно в движении. Побывав, например, в Кунгурском районе Прикамья, она переезжает в Йошкар-Олу. Мобильный комплекс уже поработал на объектах компании «Транснефть» в Республике Марий-Эл, теперь он едет по новым адресам. Туда, где ждут «мойку» на колесах.
Николай Трухонин
Газета «Пермская нефть», №20 (244) от 14.10.2008, стр. 2.