Есть все предпосылки не сомневаться в этом: девять амбаров, расположенных в районе цеха подготовки и перекачки нефти и многие годы представлявших угрозу экологии, окружающей среде, сегодня пусты. Все их содержимое переместилось на технологические площадки или, как их называют специалисты, карты, где происходит обезвреживание нефтешлама методом микробиологической ремедиации. Проще говоря, грунт, выбранный из нефтяных ловушек, сегодня подвергается тщательной переработке, чтобы в дальнейшем заполнить пустующие емкости уже в качестве обезвреженного технического грунта.
К ликвидации исторического наследия «Бугурусланнефти» приступили с приходом в регион ТНК-ВР. До 2007 ода было переработано 180 тысяч кубов нефтезагрязненного грунта. Переработку оставшихся 63 тысяч тонн планируется завершить к 2011 году.
- Некоторая заминка у нас произошла по ряду объективных причин, в том числе пришлось сменить подрядчика, - рассказывает директор департамента по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды ООО «Бугурусланнефть» Евгений Носов. – Со специалистами ООО «Природа-Пермь» найдено взаимопонимание. Нареканий в их адрес нет, все идет согласно утвержденному графику. Поэтому надеемся, что восстановительные работы будут завершены в срок согласно договору.
- Методика работы подрядчиков из Перми нас привлекла еще и тем, что ими был предложен оптимальный вариант производственного процесса, - продолжает Евгений Иванович. – Непосредственная близость амбаров и площадок по переработке нефтешламов значительно сокращают риски, связанные с перевозками нефтезагрязненного грунта. Единственный удаленный участок – амбар в районе Красноярки. Но и он сегодня уже пуст и подготовлен к приему переработанного грунта.
- Процесс ликвидации исторического наследия довольно трудоемкий и объемный, - рассказывает начальник участка микробиологической ремедиации МБР «Заглядино» ООО «Природа-Пермь» Владимир Новиков. – Перед нами поставлена задача переработать и обезвредить более 60 тысяч м3 нефтешлама и в следующем году завершить рекультивацию 15 гектаров земли.
Это та площадь, которую занимают теперь уже очищенные шламонакопители и площадки, где идет переработка и обезвреживание нефтезагрязненных грунтов, которые на момент сдачи согласно современным требованиям будут относиться к пятому классу опасности. А это значит, что по своему составу они будут не токсичны и не опасны для дальнейшего промышленного использования.
Владимир Новиков ведущий технолог ООО «Природа-Пермь» Евгений Седухин провели нас с Евгением Носовым по территории площадки микробиологической ремедиации. Все карты пронумерованы, на каждой из них идет свой процесс «созревания» загрязненных грунтов. Вот участок, где недавно разложен грунт, и на нем то там, то здесь проглядывают нефтяные пятна. Другой участок практически ничем не отличается от обычной почвы: над ним специалисты из Перми уже не мало потрудились. А пробы обезвреженных грунтов с карты 8.1 и 8.2 уже отданы в лабораторию для проведения необходимых анализов.
- Если результаты химанализа и биотестирования будут соответствовать всем нормам, переработанный грунт можно начинать готовить к вывозу, для использования в рекультивации нарушенных земель, - рассказывает Евгений Седухин. – Для подтверждения качества выполненной работы нам необходимо получить заключения двух независимых сертифицированных лабораторий, которые проводят исследования контрольных проб.
Не буду вдаваться в подробности всего технологического процесса, поскольку, думаю, он интересен лишь узкому кругу специалистов. Хочу только остановиться на ом, что вместе с людьми здесь «трудятся» и мельчайшие бактерии-нефтедеструкторы, которые, размножаясь, с аппетитом пожирают нефтесодержащий грунт, тем самым очищая его от вредных примесей. Выращивают бактерии в специальной лаборатории. На 12-ти часовой цикл размножения микроскопическим существам требуется полтора килограмма чистой товарной нефти. Размноженные бактерии сливают в емкости, а затем полученным биопрепаратом поливают карты с нефтешламом: один раз в неделю каждый участок получает необходимую порцию живых существ, любимым лакомством которых является нефть
- Для успешной работы на данном объекте на данном объекте необходимо учитывать и местные климатические особенности., - говорит Евгений Седухин. – В отличии от Пермского региона здесь, чтобы бактерии чувствовали себя более комфортно, приходится больше использовать воды для поддержания необходимой влажности, иначе их активность снизится.
…Когда говорят об историческом наследии в общепринятом понимании, то невольно возникает чувство гордости… В данном же случае спустя почти десять лет с момента начала переработки нефтешлама можно будет поставить точку на наследии, которое столько лет отравляло жизнь окружающей среде, с удовлетворением и чувством облегчения, оттого что еще один кусочек земли, когда-то отнятый у природы, вновь вернется в естественную экосистему земли.
Ирина Шестова
Газета «Нефтяник Оренбуржья», №33 (616) от 13 августа 2014, стр.4